Какой вариатор установлен на X-Trail
Модели этого внедорожника Т31 и Т32 имеют вариаторные коробки Jatco типа RE0F06A или RE0F10A (JF011E). Они имеют высокую надежность и могут работать практически в любых условиях, даже с силовыми агрегатами высокой мощности. Радует и срок службы таких вариаторов.
Производитель Nissan заверяет, что вариатор без проблем пройдет 100 000 км до первого серьезного ТО. Однако, чтобы устройство работало как можно дольше, о своевременном обслуживании забывать не стоит.
Когда вариатор Nissan X-Trail Т31 используют, соблюдая все требования, он демонстрирует отличные показатели. В этом случае и замены основных узлов не потребуется. Они просто не изнашиваются. Нужно лишь ежегодно менять цепь и ездить на диагностику авто раз в 6 месяцев.
Вариаторы любых автомобилей устроены таким образом, что клиноременная передача является основой всей конструкции. С помощью шагового мотора расстояние между шкивами корректируется. В результате меняется передаточное число коробки переключения скоростей. Для регулировки задней передачи используются планетарные шестерни.
К основным частями корпуса можно отнести:
- шкивы;
- стальной ремень;
- соленоиды и клапаны CVT;
- планетарные шестерни;
- муфты заднего хода и режима «Драйв»;
- контролирующий блок;
- помпу высокого давления.
В целом, вариатор очень похож на привод самого обычного велосипеда, который имеет ведомую и ведущую «звездочки», объединенные цепью. В машинах вместо «звездочек» используются шкивы, а вместо цепи – ремень.
Шкив коробки передач соединен с двигателем-муфтой. При этом стальной ремень создает усилие для того, чтобы во время работы вторичный вал выталкивал первичный. Сам ремень выполнен из стальной ленты и специальных элементов.
Типичные неполадки
Для вариаторов на Икс-Трейл характерен ряд типичных неисправностей, часть из которых – сугубо «возрастная» или связана с плохим обслуживанием коробки.
Шум из недр коробки
Это происходит из-за износа и разрушения подшипников коробки. Когда такое происходит, водитель слышит издаваемый коробкой гул. Обычно это случается при пробеге около 50 тыс. км., и устраняется только заменой поврежденных элементов.
Подшипники коробки способны прийти в негодность, если в систему попали продукты износа (металлическая стружка и прочие посторонние примеси). Поэтому желательно менять масло в коробке в установленные сроки.
Важно: вместе с подшипниками коробки желательно и заменить ремень, в профилактических целях.
Последствия разрушения подшипников коробки:
Машина потеряла динамику, стала хуже разгоняться
Это указывает на старое, давно не заменявшееся масло в коробке. Рецепт устранения только один – как можно скорее сменить жидкость в трансмиссии, с полной промывкой системы и очисткой коробки от продуктов износа (металлическая пыль, стружка).
Коробка перешла в аварийный режим
Это может означать широкий спектр проблем – от утечки масла коробки до физических повреждений элементов CVT. Необходимо убедиться, что масло в коробке есть, после чего постараться отыскать специализирующийся на вариаторах автосервис для полноценной диагностики. Возможно, понадобится ремонт или даже замена коробки.
Одна из частых причин – перегрев коробки. За температурный контроль отвечает специальный датчик, который переводит коробку в аварийный режим при превышении пороговых значений.
Рывки коробки при езде
Иногда коробка способна «пинаться», как классическая неисправная гидромеханика, особенно это ощущается в движении со включенным круиз-контролем. Как правило, это свидетельствует о неисправности гидроклапана коробки, что требует визита на СТО и дорогостоящего ремонта. Редукционный клапан поддерживающего давление масла насоса коробки под действием продуктов износа начинает «подклинивать» в определенных положениях, давление перестает соответствовать нормативным, как итог – вращение ведущего и ведомого шкивов рассогласовывается, ремень коробки проскальзывает.
В этих случаях желательно обратиться за ремонтом коробки как можно раньше, это поможет избежать замены шкивов, достаточно будет обойтись их шлифовкой и починкой клапана коробки с заменой ремня (последнее делать придется в любом случае, поскольку ремень коробки уже начал разрушаться).
Толчки коробки при переходе из режима парковки в R или D
Эта проблема поджидает любителей «раскачивать» авто быстрыми переключениями режимов. Такие манипуляции с коробкой ведут к быстрому износу муфт планетарной передачи и замене таковых.
Из нетипичных проблем – выгорание электроники коробки, но оно происходят достаточно редко.
Устройство вариатора Ниссана X-Trail
Вариаторы Ниссан Х Трейл Т32 и Т31 имеют следующее устройство. В основе конструкции лежит клиноременная передача. Передаточное число КП изменяется за счет коррекции расстояний между ведущим, ведомым шкивами – это делает шаговый мотор. Также в коробку CVT входят планетарные шестерни, они регулируют заднюю передачу.
Основные составляющие корпуса:
- шкивы вариатора;
- ремень из стали;
- соленоиды, клапаны коробки;
- шестерни планетарного типа;
- пакеты муфт заднего хода и режима «Драйв»;
- блок контроля;
- помпа высокого давления.
В упрощенном виде вариатор имеет много общего с приводом велосипеда, с его ведомой, ведущими звездочками, соединяемыми между собой с применением цепи. Но в автомобилях звездочки заменены шкивами, а цепь ремнем.
Соединение шкива КП идет с двигателем-муфтой. Вторичный вал во время работы выталкивает первичный, усилие для этого создает специальный ремень. В состав ремня входят стальная лента и набор сегментов.
Обзор вариатора Nissan X-Trail
История
Бесступенчатая передача – идея отнюдь не новая, и была известна еще в средневековье. В частности, ее отражал в своих чертежах Леонардо да Винчи. И коробка CVT воплощает эти идеи в современном, высокотехнологичном исполнении.
Вариатор Jatco на Ниссан Х Трейл начали ставить около 10 лет назад, и с тех пор производителем, автосервисами и автомобилистами уже накоплен солидный опыт по эксплуатации этих коробок, ремонту и устранению различных проблем.
Устройство коробки
В основе вариатора Ниссан лежит принцип клиноременной передачи: в коробке имеются состоящие из двух конусов шкивы, соединенные специальным ремнем, который и отвечает за передачу крутящего момента. Передаточное число коробки меняется за счет изменения расстояния между ведущим и ведомым шкивами, чем занимается специальный шаговый мотор коробки. Кроме того, в состав коробки CVT входят планетарные шестерни, отвечающие ща включение задней передачи.
В корпусе коробки CVT от Jatco скрыто несколько основных элементов:
- вариаторные шкивы;
- соединяющий их стальной ремень;
- клапаны и соленоиды коробки;
- планетарные шестерни;
- пакеты муфт для заднего хода и режима Drive коробки;
- помпа высокого давления;
- контрольный блок коробки.
Крайне упрощенно вариатор можно сравнить с цепным велосипедным приводом, где есть ведущая и ведомая звездочки, соединенные цепью, только вместо звездочек – шкивы, а вместо цепи – ремень коробки.
Входной шкив коробки имеет соединение с двигателем в виде муфты, всегда работающей в режиме D. Вторичный вал коробки при работе толкается первичным за счет передаваемого специальным ремнем усилия.
Ремень коробки состоит из множества соединенных друг с другом плотной стальной лентой стальных же сегментов.
Важно: ремень коробки – толкающий. Это значит, что передаваемое им от первичного шкива усилие толкает вторичный, а не тянет его за собой.
Предполагается, что ремень коробки мало подвержен износу, поскольку сталь очень прочная и не сжимается. Весь ременной элемент коробки работает как одно стальное тело, передающее крутящий момент.
Если нужно изменить передаточное число, модуль контроля трансмиссии (TCM) изменяет расстояние между шкивами коробки, в результате чего:
- первичный шкив коробки вращается медленнее – передача понижается;
- быстрее – повышается.
Если нужно переключиться на задний ход, задействуется планетарная передача коробки (в обычном режиме движения она пассивна). При этом возможность смены передаточного коэффициента коробкой заблокирована в целях безопасности – чтобы избежать случайного разгона при движении задним ходом.
Крайне важно создать в коробке высокое давление, чтобы избежать проскальзывания ремня и повреждения металлических поверхностей. Для этих целей используются специальные технологические приемы и особые трансмиссионные жидкости.
Номинальное давление, развиваемое масляной помпой коробки – 55 бар, а максимально возможное – до 60. В коробке CVT применяется несколько регуляторов, обеспечивающих показатели:
- максимум 4 бар – для смазочно-охладительной системы коробки;
- до 10 бар – для блока гидротрансформатора;
- до 15 бар – для сцеплений коробки.
Как работает вариатор Ниссана Х-Трейл
Принцип работы вариатора Nissan X-Trail T31 и 32 состоит в перемещении металлического ремня внутри CVT по касательной пары валов. Для изменения величины передаточного числа корректируется диаметр данных элементов. Первичный трансмиссионный вал соединен посредством подключенной в D положение муфты. Входной шкив оказывает влияние на вторичный, выталкивает его посредством ремешка, конструктивно состоящего из набора сегментов (материал сталь).
Поверхности между шкивами изменяются под влиянием управляющего модуля. Благодаря его корректной работе ремень на первичном валу вращается медленнее или быстрее с учетом того, какая скорость имитируется. В результате изменения положений вала управляющей модель дает требуемый коэффициент.
Устройство
Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:
- На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
- На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
- Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
- К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
- Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.
Характеристика вариатора Ниссана Х-Трейл
Усовершенствованная версия коробки CVT RE0F10A от более старых версий отличается облегченными шкивами вариатора, применением однопоршневого ведущего вала. Инженеры повысили давление контура ведущего шкива до 60 кг на сантиметр.
Другие плюсы вариатора:
- улучшенная частота обработки снаружи;
- снижение рисков адгезии, вспенивания трансмиссии.
Номинальное давление, которое развивает помпа, составляет 55 бар, максимально возможное – 60 бар. Показатели регуляторов:
- 4 бара – для смазочно-охладительной системы;
- до 10 бар – на блок гидротрансформатора;
- до 15 бар – сцепление коробки.
Диапазон передаточных значений расширен, система гидроуправления переделана. Для снижения потерь давление можно регулировать на ведомом и ведущем шкивах независимо друг от друга (раньше можно было только одновременно). Есть в структуре прибора цепной привод.
Вариаторы Nissan
Принцип работы вариатора
Японский производитель Nissan одним из первых сделал серьезный упор на бесступенчатые трансмиссии. На сегодняшний день около половины моделей Ниссан, реализуемых на отечественном рынке, комплектуются тремя модификациями вариаторов CVT или Xtronic, разработанных давним партнером автопроизводителя – компанией Jatco.
Модификации используемых вариаторов:
- CVT 7;
- CVT 8 с предельным крутящим моментом в 250 Нм;
- CVT 8 с предельным крутящим моментом в 380 Нм.
CVT 7 объединил в себе классический вариатор и двухступенчатую АКПП, что обеспечило небольшие габариты агрегата и обширный диапазон передаточных чисел. Устройства данного типа нашли применение в моделях Nissan с объемом силового агрегата 1.2 Qashqai, Sentra, Juke.
CVT 8 выпускается в двух вариантах для двигателей с пределом по крутящему моменту в 250 и 380 Нм. В первом типе устройств механизм привода комплектуется стальным ремнем, во втором – цепью. Вариаторная трансмиссия первого типа используется в автомобилях с объемом двигателя 2.0 – таких как Nissan Qashqai, XTrail, Juke. CVT 8 второго типа, в свою очередь, предусмотрен для бензиновых и дизельных агрегатов повышенной мощности. Ими оснащаются такие модели Nissan как Teana 3.5, Pathfinder 3.5, Qashqai 1.6 dCi.
Плюсы и минусы вариатора Ниссана Х-Трейл
Преимущества вариаторных трансмиссий Х-Трейл:
- Простая с точки зрения конструкции коробка, которая упрощает обслуживание и диагностику узла.
- Открытый доступ к КП, обеспечивает легкость замены масла.
- Оснащение CVT магнитами, они крепятся в поддонах, притягивают металлическую стружку.
- Отсутствие необходимости прогревать жидкость при пуске, есть дополнительный подогреватель смазочной части.
- Увеличенный ресурс вариатора Ниссан Х Трейл Т31, во многом за счет применения однопоршневого вала, который снижает вес шкивов и степень их износа.
- Наличие воздушного радиатора, уменьшает степень адгезии, вспенивания трансмиссионной жидкости, предотвращает перегрев коробки.
- Плавный быстрый разгон – за счет отсутствия передач.
Важно! В сравнении с трансмиссией механического типа автомобили, оснащаемые вариаторами, потребляют больше бензина, если сравнивать с обычным автоматом, или меньше.
Недостатки:
- чувствительность к некорректной эксплуатации;
- дорогой ремонт;
- выход всей системы из строя при поломке одного датчика.
При соблюдении условий эксплуатации лишних проблем не будет. О них далее.
Особенности ремонта вариатора
Надоел постоянный ремонт? нужно взять «неубиваемую» модель по доступной цене
Ремонт вариатора Ниссан Х Трейл может заключаться в замене масла. Следует приобретать рабочую жидкость CVTF+4. Она способствует сохранению работоспособности коробки продолжительное время. От своевременности замены масла зависит и ресурс комплектующих деталей, которые относятся к вариаторной коробке. Если придерживаться агрессивных поездок, смена масла должна происходить чаще. Специально для этого кроссовер заводится на эстакаду. Чтобы открыть доступ к вариатору, необходимо демонтировать фильтр грубой очистки. Далее убирается защита с двигателя, откручивается сливная пробка, сливается масло, закручивается пробка.
В дополнении меняется фильтр, промывается днище картера, заливается новое масло. Уровень масла в системе определяется при помощи щупа. Замер уровня нужно проводить на заведенном двигателе. Если уровень превышает максимальную отметку, это означает перелив горючего. Замена трансмиссионного масла в большинстве случаев происходит после 50000 км.
Положение щупа вариатора
Ремень вариатора можно снять своими руками без демонтажа коробки. Для этого необходимо изъять поддон, слить горючее из коробки, демонтировать крышку, валы. При этом следует проверить состояние подшипников. Если отмечается выработка на ремне, он подлежит замене.
Обратить внимание на состояние редукционного масляного клапана целесообразно при появлении рывков, когда происходит передвижение. Наличие стуков – это свидетельство того, что имеется неплотная фиксация деталей, из-за чего появляется люфт. Наличие стуков – это свидетельство того, что имеется неплотная фиксация деталей, из-за чего появляется люфт
Наличие стуков – это свидетельство того, что имеется неплотная фиксация деталей, из-за чего появляется люфт.
Буксировка автомобиля, где рассыпался ремень, не рекомендуется. Лучше вызвать эвакуатор. Нецелесообразность буксировки объясняется тем, что шкивы и зубья шестерен будут испытывать колоссальные нагрузки, из-за чего они потеряют свою целостность.
Появление поломок на установленном вариаторе Ниссан х Трейл Т31 (II поколение) можно предупредить. Для этого необходимо придерживаться определенных правил эксплуатации иномарки. Агрессивное вождение и поездки по бездорожью – основные причины того, что требуется срочный ремонт вариаторной коробки. Во время капитального ремонта вариатора X Trail заменяются все уплотнения и прокладки. Следует устанавливать оригинальные запчасти.
Ремонт вариатора, вне зависимости от его сложности, должен выполняться в соответствии с рекомендациями от производителя.
Надежность вариатора Ниссана Х-Трейл
Вариаторы Ниссан Х-Трейл надежные, могут прослужить дольше заявленного срока при соблюдении правил эксплуатации. Снижает рабочий ресурс заводской брак, детали изнашиваются быстрее, чем могли бы.
Агрессивная манера езды, привычка гонять, тоже в разы снижают эксплуатационный ресурс вариаторной коробки. При резком старте с места с ревом мотора, пробуксовкой, ремень начинает проскальзывать, царапает и повреждает металл. Во время скоростной езды стружка попадает в масло, на фильтре коробке оседать не успевает, сразу попадает в рабочие механизмы и каналы. Это приводит к выходу трансмиссии из строя.
Ремонт вариатора Nissan X-Trail
Неполадки с электроникой замены водителю сразу. На них указывают горящая лампочка Service required и уведомление на панели управления Slow down (появляется при превышении температурных норм эксплуатации рабочих жидкостей).
Важно! Комплексная качественная диагностика вариатора Ниссан Х-Трейл нужна при малейших подозрениях на неисправности. Езда с некорректно работающей КП – причина выхода из строя двигателя, датчиков.
Когда неполадки связаны с системой двигателя, во время работы вариатора проявляются выраженные рывки. Другая их причина – разрушение опор мотора, которые нужно будет заменять. Шумы возникают по причине вышедших из строя подшипников. Нужно проверить все системы и узлы (ступицы, подвесок, трансмиссии), отремонтировать и заменить их в случае необходимости.
Как проверить вариатор на Ниссане Х-Трейл
Принципы функционирования вариаторной КП Nissan X-Trail T31 и 32 заключаются в перемещении ременного сцепления из сплавов металлов в CVT по направлению касательной валовой пары. В целях коррекции данных передачи видоизменяется текущий диаметр элементов. Вал трансмиссии первичного типа соединяется муфтой. Шкив входа оказывает действие на вторичный, выталкивая его ремешком. Поверхности в интервалах от шкива до шкива под влиянием модуля изменяются. Благодаря такой конструкции ремень вращается с нужной скоростью.
Преимущества вариаторной коробки Х-Трейл Т 31 Ниссан:
- доработанная до идеала частота проведения обработки;
- уменьшение вероятности адгезии, образования пены трансмиссией.
Помпа развивает давление вплоть до 60 бар. Диапазон значений передач расширенный, система гидравлического управления многократно доработана и доведена практически до совершенства. Поломки вариатора Ниссан Х-Трейл возможны на любом сроке эксплуатации, хотя заявленное производителем время работы коробки составляет не меньше 100 тысяч км пробега. Спустя этот период обычно требуется плановый ремонт.
Важно! При условии регулярного своевременного обслуживания ремонт вариатора Х-Трейл потребуется не скоро. Время от времени желательно проводить его тестирование, каждые 12 месяцев проверять цепь.
Порядок проверки вариатора на Ниссан Х-Трейл будет расписан далее. Основные признаки поломки, которые указывают на проблему и требуют проведения глубокой диагностики, следующие:
- буксование при перемещении по идеально ровным трассам;
- индикатор, активирующий аварийку, стал срабатывать, когда не должен;
- ТС скидывает обороты мотора, а трансмиссия гудит;
- есть сложности с передачами, рычаги клинят или переключаются с большим трудом;
- сильно снизилась мощность авто, водитель выжимает газ, но мотор не работает, а громко гудит;
- в селекторе беспокоит вибрация, которая может проявляться время от времени или постоянно;
- начались рывки при перестановке селектора КПП.
Основные причины проблем – некорректная эксплуатация, игнорирование базовых принципов обслуживания вариатора.
Устройство и принцип работы
Для начала разберем устройство и принцип действия вариаторной коробки передач. Если вы не знаете, как выглядит КПП CVT и как отличить его от АКПП, то второй тип трансмиссии ставится только на внедорожники, оборудованные дизельными двигателями. Кроме того, вариаторный тип коробок передач оснащается дополнительными ручками для переключения и понижения передач. Других визуальных отличий нет.
На автомобили Nissan X Trail 2007, 2008, 2010, 2011 и других годов выпуска ставятся вариаторные трансмиссии двух типов. Это может быть модель RE0F06A либо RE0F10A, который разработчики стали ставить на более новые авто. Второй вариант отличается оснащением более легких по массе шкивов и использованием однопоршневого вала.
При производстве конструкторы увеличили уровень давления в контуре ведущего шкива до 60 кг/см. Также была улучшена внешняя частота обработки, что способствует предотвращению адгезии рабочей смазки. В вариаторах Ниссан Х Трейл 141, 144, 169 л. с. применяется более расширенный диапазон передаточных чисел, при этом разработчики полностью модернизировали систему гидравлического управления.
По своему устройству в целом вариаторные КПП Х Трейл в кузове T31 и T32 2012, 2014, 2015 и других годов выпуска можно упрощенно сопоставить с конструкцией цепного привода велосипеда. В CVT используется металлический ремень, перемещающийся по поверхности двух валов. Чтобы изменить величину передаточного числа, меняется диаметр этих элементов. Первичный вал трансмиссии соединяется посредством муфты, подключенной в положение D. Входной шкив воздействует на вторичный, толкая его с помощью ремешка, который конструктивно состоит из множества стальных сегментов.
В соответствии с режимом управления транспортным средством, поверхности между шкивами меняются под воздействием управляющего модуля. Благодаря его правильной работе ремень может вращаться на первичном валу медленнее, если имитируется пониженная скорость, либо быстрее — если повышенная. Посредством изменения положения вала управляющий модуль может добиться любого коэффициента.
Срок службы
Теперь разберем, сколько в среднем составляет срок службы новой вариаторной КПП в авто 2021, 2021 года выпуска с объемом двигателя 2 литра. В официальном руководстве указывается, что CVT этих машин в среднем служат не менее 100 тысяч км до первого планового ремонта. Такой ресурс возможен при правильной эксплуатации коробки передач и своевременной замене трансмиссионной жидкости, которую производитель рекомендует выполнять каждые 6 месяцев.
Если обслуживание будет выполняться вовремя, то надежный вариатор Х Трейла прослужит значительно дольше. Необходимо только периодически проверять его работоспособность и хотя бы один раз в год выполнять диагностику состояния цепи.
Общая информация
Вариатор или вариаторная коробка передач – устройство, плавно передающее крутящий момент от силового агрегата к колесам. При этом передаточное отношение может изменяться автоматически согласно предустановленной программе или вручную.
С учетом того, что такой тип коробки не имеет переменных передач, изменение передаточных чисел происходит равномерно, без рывков и толчков. Эта же особенность вариаторной трансмиссии обеспечивает плавный набор скорости, более высокий КПД двигателя и, как следствие, сниженный расход топлива.
Наиболее распространенные типы конфигураций вариаторов, использующихся в автомобилях – это:
- клиноременные;
- тороидные.
Клиноременные вариаторы – самый популярный тип устройств, применяющийся в большинстве моделей современных автомобилей. Их главными конструктивными элементами являются ведущий и ведомый раздвижные шкивы, объединенные специальным ремнем (клиновой цепью, имеющей в сечении трапециевидную форму). Смена передаточного числа в таких устройствах достигается путем изменения диаметра шкивов. На старте ведущий шкив имеет минимальный диаметр, ведомый шкив – максимальный. Это позволяет обеспечить наибольшее передаточное отношение. При наращивании оборотов силового агрегата диаметр ведущего шкива возрастает, а ведомого – уменьшается, что, как следствие, ведет к уменьшению передаточного числа.
В тороидных вариаторах используется иной принцип работы. Их главными функциональными элементами являются два (ведущий и ведомый) соосных диска с тороидными поверхностями, между которыми зажаты ролики. В устройствах данного типа изменение передаточного отношения достигается путем изменения положения роликов. Момент вращения передается за счет сил трения, возникающих между дисками и роликовыми элементами.
Распространенные проблемы и их устранение
Вышедший из строя конус вариатора
Прежде чем проверить и отремонтировать вариатор, ознакомьтесь с признаками его поломки:
- при езде по ровному покрытию машина пробуксовывает;
- на контрольном щитке авто в салоне появился индикатор активации аварийного режима функционирования;
- транспортное средство сбрасывает обороты двигателя, при этом из трансмиссии доносится гул;
- возникли проблемы при переключении передач, рычаг вовсе не переключается либо переключается, но с трудом;
- снижается мощность машины, водитель жмет на педаль газа, а мотор авто не набирает обороты, а только громче гудит;
- в районе селектора коробки передач появилась вибрация, она может присутствовать постоянно или периодически;
- появляются рывки, когда водитель переключает селектор КПП в другое положение.
Неправильная эксплуатация и обслуживание приводит к появлению проблем в работе машин и необходимости выполнения ремонта. В своих отзывах владельцы Х Трейлов часто делятся тем, что после замены трансмиссионного масла коробка передач гудит, а автомобиль дергается или вовсе не едет. Разберем неисправности, характерные для КПП японских внедорожников.
Шум из недр коробки
Это происходит из-за износа и разрушения подшипников коробки. Когда такое происходит, водитель слышит издаваемый коробкой гул. Обычно это случается при пробеге около 50 тыс. км., и устраняется только заменой поврежденных элементов.
Подшипники коробки способны прийти в негодность, если в систему попали продукты износа (металлическая стружка и прочие посторонние примеси). Поэтому желательно менять масло в коробке в установленные сроки.
Важно: вместе с подшипниками коробки желательно и заменить ремень, в профилактических целях.
Последствия разрушения подшипников коробки:
Машина потеряла динамику, стала хуже разгоняться
Это указывает на старое, давно не заменявшееся масло в коробке. Рецепт устранения только один – как можно скорее сменить жидкость в трансмиссии, с полной промывкой системы и очисткой коробки от продуктов износа (металлическая пыль, стружка).
Коробка перешла в аварийный режим
Это может означать широкий спектр проблем – от утечки масла коробки до физических повреждений элементов CVT. Необходимо убедиться, что масло в коробке есть, после чего постараться отыскать специализирующийся на вариаторах автосервис для полноценной диагностики. Возможно, понадобится ремонт или даже замена коробки.
Охлаждение вариатора
Одним из важных моментов в вариаторах можно считать его систему охлаждения. Температурный режим контролирует система самодиагностики на основании данных получаемых от температурного датчика. Если происходит превышение допустимого значения, на панели приборов об этом сигнализирует индикатор неисправности, а сам вариатор переходит в аварийный режим. Чтобы обеспечить оптимальную температуру масла в конструкции некоторых автомобилей кроме теплообменника рядом с основным радиатором и перед конденсором климатической системы устанавливается дополнительный радиатор для охлаждения вариатора. В период эксплуатации соты его забиваются насекомыми и тополиным пухом, что приводит к нарушению теплообмена и перегрева вариатора на высоких скоростях. Чтобы избежать этой неисправности рекомендуется периодически производить мойку радиатора. Некоторые автомобилисты устанавливают защитную сетку, что позволяет хот как то защититься от загрязнения.
Как показывает статистика, поломки вариаторов встречаются не чаще, чем поломки гидромеханических коробок, поэтому сомневающиеся ранее производители в надежности бесступенчатых трансмиссий, в настоящее время все чаще начали использовать вариаторы на своих автомобилях. К примеру, Toyota известна всем как производитель самых надежных автомобилей, стала комплектовать свои новинки вариаторами. И даже Subaru, поклонники которой являются любители больших скоростей и поездок по бездорожью, все чаще отдает предпочтения трансмиссии с вариатором. А ведь еще недавно бытовало мнение, что для вариатора такие режимы не по зубам. Очевидно, настала новая эпоха автомобилей.
Рассказав о самых распространенных неисправностях вариаторов, не стоит забывать о нехарактерных поломках. Иногда выходит из строя насосное колесо гидротрансформатора, что влечет за собой полную остановку автомобиля. Также дает сбой электроника, к примеру, происходит выгорание некоторых деталей в блоке управления. Но эти поломки можно отнести к разряду случайностей, чем к закономерностям. И напоследок, всегда прислушивайтесь к работе вариатора, в случае обнаружения нехарактерных звуков, например, гула, сразу же отправляйтесь в сервис на диагностику.
Диагностика вариатора Ниссана Х-Трейл
Диагностика вариатора Ниссан Х-Трейл Т31 или Т32 сводится к выполнению следующих рекомендаций. Для начала следует сесть за руль и тронуться с места. Если старт был плавным, без посторонних шумов, с пакетом вариатора Ниссан все в порядке. Рычание, шумы указывают на то, что пакет работает некорректно – не факт, что неисправен полностью, но дефекты есть. Нужно будет проверить:
- масляный уровень вариатора;
- запах и цвет жидкости.
Автомобилист или сотрудник СТО достает щуп, оценивает оттенок масла. В идеале техническая жидкость должна быть светлой, без темных пятен, прожилок, прочих примесей. Аромат гари недопустим.
Важно! С учетом состояния авто (прогретый или охлажденный) будет меняться уровень масла. В горячем моторе жидкости больше, чем в холодном.
Теперь нужно капнуть жидкость со щупа на белый чистый лист бумаги. Оценивают наличие уплотнений, черных точек на капле. Если они есть, можно говорить о разного рода неисправностях, необходимости проведения более тщательной проверки вариатора Х-Трейл.
Обязательно нужно осмотреть и протестировать вариаторную коробку – без трещин, забоин, сколов. Измерительный инструмент позволит точно оценить неровности и перекосы вариатора Ниссан. Нужно понимать, что при наличии сколов, забоин в скором времени могут появиться трещины в рабочих частях механизма, коробка вариатора начнет постепенно разрушаться. Все это приводит к тому, что у Ниссан Х-Трейл Т31 дергается вариатор, механизм заедает и проклинивает.
Следующий момент, который нужно уточнить в рамках диагностики – это текущее состояние спидометра. Если узел не рабочий, причина может крыться в переходе ременной части в аварийное положение. Когда автомобиль перемещается на низких скоростях, отклонение от нормы ремня будет незамеченным, но для гонок данный момент плачевен. Основные неприятные последствия – аварийное резкое торможение, разрывы рабочих частей ременных передач.
Чтобы понять причины вибрации вариатора Ниссан Х-Трейл и возникновения других проблем, нужно:
- Прогреть авто в движении.
- Отключить потребители электроэнергии АКБ.
- Вставить ключи в замок, активизировать положение «ON». Повторить переключения «OFF-ON» несколько раз, оставить аппарат во включенном положении.
- Подключить зажигание, дождаться возгорания лампочки, отключить.
- Зажать педаль тормоза. Активизировать режим «драйв» для селектора.
- Заново включить зажигание, отпустить педаль тормоза, перевести селекторную ручку в положение L.
- Выжать педали газа-тормоза, перевести селектор в «драйв», отпустить пару педалей.
На этом самодиагностику вариатора Ниссан Х-Трейл можно считать завершенной. Если аварийный режим не деактивируется, стоит проверить обмотки Степ Мотор на разъеме коробки вариатора в области под АКБ. Через этот разъем можно получить доступ ко всем электронным внутренним узлам.
Коробка вариатор в Ниссан: как правильно ездить и обслуживать?
В
ариатор CVT является бесступенчатой автоматической трансмиссией, что сильно отличает данный тип коробок передач от аналогов благодаря уникальной конструкции. Переключение передач на авто с вариатором происходит плавно, без толчков и задержек.
Среди плюсов стоит выделить топливную экономичность CVT по сравнению с АКПП, лучшее распределение нагрузки на ДВС и на трансмиссию, что позволяет не перегружать силовой агрегат и увеличить его срок службы.
Казалось бы, с учетом всех плюсов вариатор можно считать более комфортной заменой для классического автомата, однако это не так. Дело в том, что многие водители отмечают заметно меньший ресурс CVT по сравнению с АКПП, низкую ремонтопригодность вариаторов, высокую стоимость обслуживания и целый ряд ограничений во время эксплуатации. Среди моделей Ниссан чаще всего в сервис с вопросами по ремонту вариаторов приезжают Мурано, Х-Трейлы и Кашкаи. Давайте разбираться.
На первый взгляд, эксплуатация вариатора не отличается от АКПП. Доступные режимы одинаковые, P – парковка, D – движение вперед, N – нейтральная передача, R – задний ход и т.д. Может быть реализована функция ручного управления КПП, которая имитирует понижение и повышение передачи самим водителем (аналогично типтроник на АКПП). Дополнительно может присутствовать спорт-режим, экономичный режим и т.д.
При этом важно понимать, что вариатор среди всех видов АКПП хуже всего «переваривает» крутящий момент и наименее подготовлен к высоким нагрузкам. Простыми словами, резко стартовать на вариаторе крайне нежелательно.На такой КПП разгоняться нужно плавно, постепенно поднимая обороты двигателя. В противном случае поломки не заставят себя долго ждать. На практике не единичны случаи, когда у любителей светофорных гонок на новых авто вариаторы выходили из строя уже к 50-60 тыс. км. пробега.
Также вариатор в Ниссан нужно в обязательном порядке прогревать в холода. Вариаторы предельно чувствительны к смазке, при этом трансмиссионное масло при понижении температуры хуже распределяется по коробке. Более того, прогрев вариатора CVT на месте по аналогии с АКПП (включение режимов P-R-N-D с задержкой на несколько секунд) для данного типа трансмиссии не подойдет, так как конструктивно вариатор отличается от гидромеханического автомата.В случае с CVT нужно прогреть ДВС и включить режим N на несколько сек., что позволит прогреть гидромуфту. Далее нужно начинать движение, сводя нагрузки на коробку к минимуму первые 3-5 км. Если же температура понизилась до -30 и ниже, от поездок на автомобиле с вариатором лучше отказаться. Если ехать нужно, тогда машину потребуется долго греть на холостых, затем допускается езда исключительно в щадящем режиме.
Вариатор Ниссан «боится» пробуксовок и повышенных нагрузок. Это значит, что Х-Трейл с вариаторной коробкой никак нельзя считать внедорожником, специально подготовленным к условиям бездорожья и рассчитанным на эксплуатацию в тяжелых условиях.Использовать автомобиль с CVT для буксировки другого авто, автоприцепов и тяжелых грузов настоятельно не рекомендуется. Что касается автоприцепа, важно, чтобы вес не превышал допустимых показателей. Также могут быть и ограничения по скорости и расстоянию в случае использования прицепа. Если же автомобиль с вариатором застрял в грязи или снегу, лучше отказаться от попыток выехать своим ходом. Переключения селектора между режимами при «раскачивании» авто приведет к быстрому износу шлицевых соединений, ресурс деталей КПП заметно сокращается.
Кстати, если возникает необходимость отбуксировать неисправную машину с вариатором, оптимально воспользоваться услугами эвакуатора. Если же такой возможности нет, тогда нужно придерживаться правил, указанных в мануале касательно буксировки вариатора.
В ряде случаев машину с вариатором, как и с АКПП, буксируют на небольшие расстояния с заведенным двигателем. Если же ДВС не заводится, тогда следует отказаться от попыток отбуксировать машину без вывешивания ведущих колес.
Обслуживание вариатора Nissan
Если говорить об обслуживании, в вариаторе следует постоянно проверять масло, его уровень и состояние. Обращаем ваше внимание, что для бесступенчатой трансмиссии вопрос масла предельно важен, трансмиссионная жидкость меняется чаще, чем в АКПП, заливать нужно только рекомендуемые по свойствам и допускам продукты. Масло для CVT особое, так как должно обеспечивать смазку взаимодействующих поверхностей, при этом предотвращать проскальзывание. Менять масло в коробке вариатор по мануалу зачастую нужно один раз в 60 тыс. км., однако на практике желательно проводить данную процедуру каждые 30-35 тыс. км пробега, причем замена каждые 30 тыс. считается оптимальной.
Если же говорить о возможных сбоях и диагностике, нужно следить за поведением коробки. Дело в том, что выход из строя отдельных датчиков ЭСУД может привести к тому, что чувствительный к нагрузкам вариатор выходит из строя, причем достаточно быстро.Например, выход из строя датчика скорости приводит к тому, что ЭБУ коробкой переводит коробку в аварийный режим. Езда в таком режиме может привести к повреждениям ремня вариатора, проблемам с конусами вариатора и т.д. Становится понятно, что любые отклонения от нормы и сбои в работе вариатора являются поводом для немедленного прекращения эксплуатации авто и доставки автомобиля на СТО для проведения диагностики CVT.
В ИТОГЕ: коробка вариатор способна обеспечить максимальный комфорт при езде, а также является более экономичной в плане расхода топлива по сравнению с классическими АКПП. Однако следует учитывать, что данный тип трансмиссии не рассчитан на высокие нагрузки и тяжелые условия. Параллельно не допускаются перегревы трансмиссии.
Простыми словами, коробка CVT больше подойдет для эксплуатации в черте города по хорошим дорогам, причем таким водителям, которым ближе спокойный и размеренный стиль езды, без резких стартов, пробуксовок и постоянных обгонов.
Обслуживание вариатора Ниссана Х-Трейл
Работы по обслуживанию вариатора Ниссан Х-Трейл включают в себя:
- Диагностику – компьютерное тестирование точно показывает имеющие неисправности, слабые места. Если масло имеет запах гари, темный оттенок, нужна углубленная проверка.
- Текущий ремонт – промывка трансмиссии, замена радиатора, промывка магистралей.
- Замену масла. Заливать нужно только оригинальный продукт, так как подделки имеют не тот состав и могут негативно влиять на работу трансмиссии. Лучше всего менять фильтрующее устройство вместе со смазкой. Обязательно нужно следить за уровнем, чтобы избежать переливов. Если смазки больше, чем требуется по ТУ, резко возрастет давление внутри коробки. Пробка начнет выдавливаться, вероятны утечки расходных материалов.
За уровнем смазки нужно следить тщательно, если ее мало, коробка выйдет из строя быстро. Восстановление будет невозможным.
Ремонт вариатора Ниссана Икстрейл
Ремонт CVT Nissan X Trail должны осуществлять профессиональные мастера. На проблемы с электроникой указывает лампочка Service required, светящееся уведомление в Слоу Даун панели (появится в случае превышения температурных показателей использования рабочих жидкостей).
Важно! Проводить тестирование Ниссан Х-Трейл нужно при первых подозрениях на неисправности. В противном случае поломка со временем будет усугубляться.
Если неполадки вызваны системой мотора, во время поездки будут беспокоить сильные рывки. Другие вероятные причины их появления – разрушенные моторные опоры (поможет только замена). Причина шумов – поломка подшипников, которые тоже придется заменить.
Снимать вариатор Ниссан Х-Трейл придется при наличии механических проблем – без разбора понять, в чем причина, не выйдет. При сбоях в системе управления поддон и гидроблоки демонтируют и обслуживают. Шкивы, ремни тоже желательно проверить и заменить в случае чрезмерного износа. Мелкие повреждения шкивов реально отшлифовать. Перепрессовку подшипников делать не стоит – она чревата деформациями корпуса, шкивов.
Посадочный клапан корпуса можно восстанавливать. Он ломается из-за железной пыли, которая в больших количествах попадает на рабочие поверхности. Оптимальный способ решить проблему – заменить насос. Гидротрансформаторы ремонтопригодны, подшипники дифференциала только заменяют. После ремонта желательно промыть систему охлаждения коробки.
Что может гудеть в вариаторе
Чаше всего в вариаторе выходят из строя подшипники. Их износ сопровождается характерным гулом. Первые признаки неисправности могут появиться при пробеге 50 000 км. Чтобы поменять в мастерской четыре подшипника вам придется раскошелиться на 35 000 рублей. Чаше всего такая неисправность встречается на автомобилях Nissan Qashqai, реже Nissan X-Trail и в меншей мере на Mitsubishi Outlander. Кстати, у Outlander первые признаки износа подшипников появляются при пробеге 150 000–200 000 км.
Существует ряд причин, по которым может возникать гул подшипников. На первом месте может быть попадание продуктов износа на рабочие поверхности деталей вариатора, что впоследствии приводит к быстрому их износу. И даже два масляных фильтра с магнитом, которые предусмотрены конструкцией, не в состоянии очистить масло от металлических частиц. Некоторые специалисты считают, что сократив промежуток замены масла в вариаторе до 30 000–50 000 км можно избежать разрушения и увеличить срок службы подшипников. Но на практике доказано, что частая замена масла и замена масла по регламенту не играют ни какой роли в продолжительности службы подшипников. Существует много примеров, когда на одном вариаторе гул начинается уже на первых 50 000 км. пробега, а другой, при аналогичных режимах эксплуатации спокойно отхаживает 100 000–120 000 км. Исходя из этого, напрашивается вывод – всему виной качество самих подшипников. Также не стоит исключать еще одну причину преждевременного выхода из строя вариатора – подшипники не выдерживают нагрузок из-за слабых характеристик динамической грузоподъемности. Типичные симптомы неисправностей и их признаки приведены в этой таблице.
Замена вариатора X-Trail
Есть ситуации, когда отремонтировать вариаторную коробку Nissan X-Trail не стоит даже пытаться. Восстановление вариатора потребует приличных затрат, но долго он все равно не прослужит. Особенно это касается сложных моделей, где даже профессионал не сможет дать гарантии.
Выбирая между заменой старого экземпляра на дешевый контрактный вариатор и его заменой на более дорогое новое устройство, стоит остановиться на втором варианте. Просто найти хороший б/у экземпляр в рабочем состоянии крайне сложно, вероятность не более 10 %. Однако сегодня вариаторы для X-Trail можно приобрести у независимых поставщиков, которые предлагают такие коробки по вполне приемлемым ценам. Чтобы найти их, можно изучить клубные сервисы Nissan или той марки, которая необходима.
В качестве примера можно привести тот факт, что на полное восстановление вариаторной коробки Jatco JF015Е придется потратить порядка 150 000 рублей. Тогда как новый экземпляр для X-Trail можно приобрести за 200 000 рублей. Поэтому рисковать, вкладывая такие деньги в ремонт, просто нет смысла.
Чтобы отремонтировать вариатор капитально, потребуется около 120 000–150 000 рублей. Для сравнения, на восстановление стандартного гидромеханического автомата нужно в 1,5 раза меньше. Самые дорогие детали вариатора – это шкивы и стальной ремень. В основном, именно они виновны в том, что цена ремонта выходит настолько высокой. При этом хороший специалист не станет утаивать, что после восстановления вариаторной коробки X-Trail надолго ее не хватит. Гарантию дают лишь на год или на 20 тысяч километров.
Купить контрактный агрегат будет гораздо выгоднее, чем полностью восстановить вариатор X-Trail. Ремонт последнего может выйти в два раза дороже. Однако покупать узел б/у – это всегда рискованно. Иногда конструкция агрегата такова, что никакой ремонт не даст нужного результата. И, разумеется, срок службы такого устройства не будет длительным, в отличие от нового вариатора. Именно поэтому многие сервисные центры просто отказываются связываться с устройствами б/у.
Элементы планетарной передачи X-Trail значительно изнашиваются лишь в редких случаях, даже если вариаторная коробка используется уже долго. Износ данных элементов обычно появляется в результате неправильной эксплуатации. Так, фрикционы в планетарном редукторе вариатора X-Trail могут перестать функционировать по единственной причине – из-за сильного перегрева.
Решившись обратиться к специалистам, остановите свой выбор на сервисе с хорошей репутацией. Также отличным вариантом будет мастерская, которая сотрудничает с дилером и производителями деталей. Есть и такие сервисы, которые обладают собственным подменным фондом восстановленных вариаторных коробок с гарантией. Кроме того, эти площадки могут помочь с поиском новых устройств по приемлемой цене. В этом случае замена вышедшего из строя вариатора Nissan X-Trail на восстановленный обойдется в 110 000 рублей, а ремонт – в 150 000.
Замену вариатора в X-Trail можно провести и собственноручно. Нужно лишь выполнять ряд действий в определенном порядке.
Для замены вариатора понадобятся:
- отвертки;
- гаечные ключи;
- молоток;
- головки с воротком;
- хомутики из пластика.
Если есть смотровая яма, можно приступать к работе:
- В первую очередь переднюю часть X-Trail следует приподнять домкратом, параллельно отсоединяя привод колес и крепления. Трансмиссию нужно снять.
- Открутив пробку, нужно слить отработанное масло.
- При помощи отвертки необходимо открутить болты и снять крышку раздаточного механизма.
- Далее нужно убрать роликовый подшипник и шестерню.
- Вал вынуть вместе с частью корпуса.
- Чтобы добраться до внутренних узлов коробки передач, требуется открутить и убрать боковую крышку.
- Затем необходимо вынуть две шестерни и, аккуратно открутив болты, вытащить шестерню и крышку масляного насоса. При этом весь процесс нужно записывать, а лучше фотографировать, чтобы не забыть, как расположены детали и узлы.
- Следующий этап – извлечение вала масляного насоса. При необходимости можно тут же произвести его замену на новый.
- Переложив коробку переключения скоростей на другую сторону, следует открутить крепления другой крышки.
- Кожух нужно достать, поддев его отверткой. В результате будут видны основные узлы данной трансмиссии. Это два шкива и стальной ремень.
Надежность вариатора и его срок службы
Надежность вариатора X Trail на прямую связана с применяемым маслом и частотой его смены. Компания Nissan выпускает оригинальное масло CVT NS-2. Для того, чтобы ремонт бесступенчатой трансмиссии не потребовался раньше отведенного срока замену смазки рекомендуется выполнить при достижении 100 тыс. км.
Так как вариатор RE0F10A применяется на автомобилях причих брендов, для заливки подходят нижеперечисленные масла:
- ELF ELFMATIC CVT;
- Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1;
- PSA 9735.EF;
- MOPAR CVTF + 4.
Все вышеперечисленные смазки, в том числе и Nissan CVT NS-2, выпускаются на производственных мощностях, которые принадлежат компании Total (ELF) и Idemetsu. Соответственно все эксплуатационные их характеристики идентичны. Поэтому, если предстоит замена масла в вариаторе X Trail рекомендуется приобретать смазку от вышепредставленных брендов, обладающую наименьшей ценой.
При движении ремня вариатора по двум конусам образуется металлическая стружка. Она возникает из-за стирания контактирующих поверхностей. Для предотвращения циркуляции стружки по масленой системе и повреждения абразивными частицами элементов вариатора в его поддоне присутствуют магниты. Они улавливают кусочки металла и задерживают его.
При большом количестве стружки магниты не способны ее удержать. «Свободное плавание» абразивных частиц запускает процесс «повышенного износа вариатора». Это ведет к скорому капитальному ремонту, который может потребоваться при достижении 130 тыс. км.
Для того, чтобы штатные магниты справлялись с возложенной на них функцией их требуется очищать при каждой замене масла. Опытные автовладельцы рекомендуют выполнять чистку не реже раза в 60 тыс. км при пробеге до 100 тыс. км. Если же одометр показывает более 100 тыс. км, чистка магнитов необходима каждые 40 тыс. км. При отсутствии экстремальных нагрузок вариатор без абразивных частиц в смазке способен прослужить 150-350 тыс. км.
При выборе масла важно учитывать, что компания Jatco не производит никаких оригинальных трансмиссионных жидкостей. На автосборочные конвейеры Nissan вариаторы поставляются без залитой смазки.
При старом загрязненном масле для нормальной работы бесступенчатой трансмиссии электроника принудительно поднимает давление смазки. Поэтому после заливки новой трансмиссионной жидкости важно сделать сброс. В противном случае вариатор будет работать с повышенным давлением масла, что негативно скажется на ресурсе его основных элементов.