Двигатели Mazda серии Z – рядные четырехцилиндровые двигатели, работающие на бензине. Выпускались с 1995 по 2011 год. На замену пришел мотор SkyActiv P-engine. Объем двс серии Z колеблется в пределах от 1,3 до 1,6 литра.
Шестнадцать клапанов приводится в движение двумя распределительными валами. Блок двигателя производился из чугуна. В другом варианте блок и головки изготавливались из алюминиевого сплава с чугунными гильзами цилиндров.
Блок разделяется на верхнюю и нижнюю часть, отличающиеся по жесткости и прочности. Впускной коллектор удлинен для увеличения крутящего момента. Выхлопной коллектор производился из нержавеющей стали. Также в двигателе реализована идея непрерывного изменения фаз газораспределения.
Первый в линейке двигателей стоит Z5. Устанавливался на Мазду с 1995 по 1998 год. Обладает новой конструкцией, основа для которой взята у силовых агрегатов В-серии. Схожи масляным поддоном и блоком внутренних устройств.
Верхняя часть блока цилиндров изготавливалась из алюминия, а нижняя – из штампованной стали. Последний в серии – Z6/M. Устанавливался на такие популярные авто, как Mazda 3 и Mazda Familia.
Технические характеристики
Двигатель | Объем, куб.см. | Мощность, л.с. | Макс. мощность, л.с. (кВт)/при об./мин. | Топливо/расход, л/100 км | Макс. крутящий момент, Н/м/при об./мин. |
Z5-DE | 1489 | 97-110 | 110 (81) / 6000 97 (71) / 5500 | АИ-92/ 3.9-4 | 132 (13) / 4000 137 (14) / 4000 |
Z5-DEL | 1489 | 94 | 94 (69) / 5500 | АИ-92,95/ 3.3 | 132 (13) / 4000 |
ZJ-VE | 1348 | 91 | 91 (67) / 6000 | АИ-92,95/ 4.8-6.2 | 124 (13) / 3500 |
ZJ-VEM | 1348 | 90 | 90 (66) / 6000 | АИ-92,95/ 4.3 | 120 (12) / 4000 |
ZY-VE | 1498 | 103 | 103 (76) / 6000 | АИ-95/ 5.7 — 6.8 | 135 (14) / 4000 |
ZY-DE | 1498 | 103 | 103 (76) / 6000 | АИ-95 | 137 (14) / 4000 |
ZL | 1498 | 110-130 | 110 (81) / 6000 130 (96) / 7000 | АИ-92,95/3.9-8.5 | 137 (14) / 4000 141 (14) / 4000 |
ZL-VE | 1498 | 130 | 130 (96) / 7000 | АИ-92,95/6.8 | 141 (14) / 4000 |
ZL-DE | 1498 | 88-110 | 110 (81) / 6000 88 (65) / 5500 | АИ-92,95/5.8-9.5 | 132 (13) / 4000 137 (14) / 4000 |
ZM-DE | 1598 | 98-104 | 104 (76) / 6000 98 (72) / 5500 | АИ-95/5.9-7.5 | 144 (15) / 4000 145 (15) / 3700 |
MZR Z6 | 1598 | 105 | 105 (77) / 6000 | АИ-95/6.9-8.0 | 145 (15) / 4000 |
Номера агрегата, например, у ZY-VE находится на площадке под впускным коллектором справа, если смотреть со стороны капота. Чтобы добраться до номера необходимо снять переднюю крышку, воздушный фильтр и электронный блок управления. Площадку с номером придется очищать от грязи.
О двигателях Mazda 3 третье поколение (2013 — н.в.)
Автомобиль Mazda 3, является представителем популярного семейства гольф-класса, заменившее невыдающуюся Mazda 323. Автомобиль можно назвать младшим братом большой Mazda 6. Конкурентами Mazda 3 выступают Opel Astra, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer, Honda Civic, Skoda Octavia.
В рамках статьи мы коснемся движков, которые ставили на третье поколение автомобилей. Рассмотрим характеристики данных двигателей и их слабые стороны.
ДВИГАТЕЛЬ MAZDA SKYACTIV-G 1.5
Движок Mazda SkyActiv 1.5 является относительно новым мотором из серии Скайактив, которая заменила MZR в общем, а 1.5 л. в частности заменяет устаревший 1.6 Z6. SkyActiv 1.5 л. представлен в двух вариантах, со степенью сжатия 13 и мощностью 100 л.с. и со степенью 14, и мощностью 120 л.с. В обоих вариантах исполнения движок имеет непосредственный впрыск топлива и систему изменения фаз газораспределения на впускном и выпускном валах Dual S-VT.
Это двигатель с облегченной ШПГ, поршнями, имеющими специальную форму под максимальную оптимизацию процесса сгорания и снижения возможности детонации. Кроме того это двигатель с предустановленным пауком 4-2-1 имеющим длину, для создания эффекта продувки цилиндров. Благодаря этому силовой агрегат SkyActiv работает со степенью сжатия 14, минимизировав при этом возможность детонации и выдает 120 л.с. при небольшом рабочем объеме.
НЕДОСТАТКИ ДВИГАТЕЛЯ
В первую очередь отмечается общая слабость двигателя, несмотря на то, что двигатель относительно новый, и сконструирован с учетом большинства современных систем, мощности у него мало. Кроме того в холодное время года движок долго прогревается до рабочих температур. Периодически Mazda SkyActiv 1.5 может дизелить. В остальном, пока информации по неисправностям двигателя немного, очевидно из-за относительной его новизны.
ДВИГАТЕЛЬ MAZDA MZR Z6
Движок Mazda MZR Z6 стал логическим развитием серии силовых агрегатов B, в частности, он продолжает движок B6D, с доработанной камерой сгорания, впускными и выпускными каналы и т.д. Привод ГРМ цепной, необходимости в замене цепи нет, а вот контроль ее состояния не помешает. Для двигателя характерно наличие системы изменения фаз газораспределения S-VT на впуске, регулируемого впускного коллектора, системы EGR. С помощью этой системы часть отработанных газов повторно проходит через камеру сгорания и обеспечивается их окончательный дожиг. За счет этого экологичность двигателя выше.
Однако это одна сторона медали, с другой стороны в результате работы системы клапан EGR покрывается нагаром и неплотно закрывается. Из-за этого плавают обороты, движок глохнет, возникает детонация, и падает мощность. Чтобы этого не случилось, владельцы движка глушат клапан.
НЕДОСТАТКИ ДВИГАТЕЛЯ
Среди наиболее часто встречающихся неисправностей, отмечают следующие. Могут плавать обороты, причина в прокладке впускного коллектора, ее замена решит проблему. Движок может вибрировать, причина, как правило, в подушках движка, которые необходимо заменить. Нередко возникают стуки, проблема исчезнет если отрегулировать клапана. Кроме того шумы могут возникать из-за шатунных вкладышей и поршней. Если же двигатель начинает дизелить, необходим ремонт или замена коллектора, так как могут стрекотать и стучать его заслонки.
ДВИГАТЕЛЬ MAZDA SKYACTIV 2.0
Движок Mazda SkyActiv 2.0 представитель первой серии Скайактив, существующей с 2011 года. Двигатель 2.0 литра выступил заменой Дюратек 2.0 от Форд, который ставили на Мазду под маркой MZR LF. Скайактив 2.0 обладает хорошими показателями: 165 л.с., в отельных странах снижен до 150 л.с., в целях оптимизации налогообложения, это добавило и экономичности.
Двигатель имеет все современные системы, вроде непосредственного впрыска топлива и системы изменений фазы газораспределения на паре валов «Dual S-VT», гидрокомпенсаторов, что исключает необходимость регулирования зазоров клапанов, для высокой степени сжатия — 14 облегчили ШПГ с поршнями, позволяющими улучшить процесс сгорания, выпуск имеет паука 4-2-1 и катализатор, установленный паук обладает характеристиками для продувки цилиндров. За счет всего этого движок работает с СЖ 14 и 95 бензином.
Скайэктив 2.0 л под Мазда 3 довольно шустрый и явно интереснее Sky 1.5. Для более габаритных т.с., типа Мазда СХ-5/Мазда 6, подойдет SkyActiv 2.5 литра.
НЕДОСТАТКИ ДВИГАТЕЛЯ
Скайактив иногда шумит на холостых, есть вибрация, однако все это исчезает после прогрева.
Двигатель | Mazda SkyActiv-G 1.5 | Mazda MZR Z6 | Mazda SkyActiv 2.0 |
Марка двигателя | SkyActiv-G | MZR Z6 | SkyActiv-G |
Годы выпуска | 2013-н.в. | 2001-н.в. | 2011-н.в. |
Материал блока цилиндров | алюминий | чугун | алюминий |
Система питания | инжектор | инжектор | инжектор |
Тип | рядный | рядный | рядный |
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 | 4 | 4 |
Ход поршня, мм | 85,8 | 83,6 | 91.2 |
Диаметр цилиндра, мм | 74.5 | 78 | 83.5 |
Степень сжатия | 13 (14) | 10 | 13(14) |
Объем двигателя, куб.см | 1496 | 1598 | 1997 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100 (117)/6000 | 105/6000 | 165/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 150/4000 | 145/4000 | 208/4000 |
Топливо | 95 | 95 | 95 |
Экологические нормы | Евро 4 | Евро 4 | Евро 4 |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. | 6.5 4.3 5.1 | 8.5 5.3 6.5 | 8.1 4.8 6.0 |
Расход масла, гр./1000 км | н.д. | до 800 | до 800 |
Масло в двигатель | 0W-20 5W-30 | 5W-30 | 0W-20 5W-30 |
Ресурс двигателя Мазда 3, тыс. км — по данным завода — на практике | н.д. н.д. | н.д. ~250 | н.д. н.д. |
Тюнинг — потенциал — без потери ресурса | н.д. ~130 | 150+ ~115 | н.д. ~165 |
Двигатель устанавливался | Mazda 3 | Mazda 3 Mazda 323 | Mazda 3 Mazda 6 Mazda CX-5 |
Надежность и ремонтопригодность, слабые места
Надежность мотора стоит рассмотреть на примере автомобилей Мазда 3 2003-13 годов выпуска, на которые устанавливались двигатели Z. В таком случае стоит двигатель Z6, который относится к высокооборотистым.
Агрегат не потребляет много масла, поэтому доливать жидкость требуется крайне редко. Динамичность приятная, особенно если автомобиль не загружен под завязку. В этом плане автомобили с данным двигателем уступают Шкоде Октавии.
Z6 не свойственны постоянные поломки. В некоторых случаях на протяжении 1-2 лет двигатель вовсе не требует вложений. Что касается стоимости деталей, то здесь ситуация немного печальна. К примеру, топливный фильтр стоит достаточно дорого.
Благо менять расходник нет необходимости, пока он не выйдет из строя. Автоматические коробки, устанавливаемые вместе с двс, немного притормаживают, но работают мягко и плавно. Надежность АКПП проверена годами. Запасные части для ремонта и обслуживания покупаются без проблем.
Японский подход
В моторах Mazda тоже использовались заслонки во впускном коллекторе. Но из-за другой конструкции о проблемах с ними практически ничего не известно. Кроме того, в зависимости от версии двигателя и его объема применялись разные системы изменения геометрии впускного канала (с различными принципами действия).
Самый маленький 1.8 MZR, помеченный как L8, а так же 2-литровый LF использовали VTCS (Variable Tumble Control System – регулируемая система управления подачей дополнительного воздуха). Речь идет о вихревых заслонках с эффектом падения (всасываемый воздух вращается в вертикальной плоскости). Тот же принцип использовался и в вышеупомянутом двигателе Мондео. Система VTCS в моторах серии L – это производная от аналогичной системы, используемой ранее в двигателях 1.8 серии BP инновационной Mazda MX-5 NB.
Самый большой в линейке 2,3 литра (L3) использует систему VTCS и VAD (Variable Air Duct – регулируемый воздуховод). В последнем случае речь идет о заслонке в боксе для воздушного фильтра, что улучшает наполнение двигателя на высоких оборотах. Кроме того, здесь установлена система VIS (Variable Intake-air System – регулируемая система всасывания воздуха) – производная от VICS (Variable Induction Control System), которая применялась в двухлитровых моторах серии FS модели Mazda 323 BJ. Чтобы устранить существенную разницу между размером цилиндра и ходом поршня, самый большой двигатель (2,3 л) получил дополнительный картридж с балансировочным валом.
Начиная с 2005 года, в рамках перехода на Euro 4, система VIS досталась 2-литровому LF. Разумеется, вихревые заслонки VTCS были сохранены. Из других изменений в рамках перехода на Евро-4 можно отметить систему изменения фаз впускных клапанов. До этого времени фазорегулятор применялся только в крупном 2.3 L3. Так же у L3 была позаимствована дроссельная заслонка с электроприводом. Самый маленький 1.8 (L8) продолжал использовать механически управляемый дроссельный узел и фиксированные фазы газораспределения.
Автомобили, на которые устанавливался
Модели автомобиля | Двигатель |
Familia | Z5-DE |
Familia | Z5-DEL |
Demio, Mazda 2, Mazda 3 | ZJ-VE |
Demio | ZJ-VEM |
Axela, Demio, Mazda 2, Verisa | ZY-VE |
Mazda 2 | ZY-DE |
Familia, Familia S-Wagon | ZL |
Familia, Familia S-Wagon | ZL-VE |
Familia, Familia S-Wagon, 323 | ZL-DE |
323, Мазда 3 | ZM-DE |
Mazda 3 | MZR Z6 |
Тюнинг
С целью улучшить технические характеристики двигатель серии Z часто тюнингуется. В качестве примера можно взять Мазду 3 2006 года выпуска (2л, МКПП). Мощность бензинового мотора увеличивается и начинает соответствовать нормам Евро 2. Для такой цели производится чип тюнинг. Параллельно производится программное отключение катализатора (второго датчика кислорода).
Программа управления двс производится через разъем OBDII, который находится слева от рулевой колонки, в специальной нише внизу. Стоит учитывать, то проводя чип тюнинг в специализированном центре, придется дополнительно потратиться на диагностику автомобиля.
Радует, что продолжительность прошивания составляет всего около 1 часа. Новое программное обеспечение увеличивает мощность примерно на 10%. Улучшается разгон на низких и средних оборотах. Мотор начинает потреблять меньше бензина.
DISI – непосредственный впрыск
Mazda, как и VW, предложил двигатель с непосредственным впрыском топлива. В отличие от немцев, японцы не стали внедрять новый впрыск топлива в атмосферный мотор. Для инновации был использован турбомотор.
В 2006 году был представлен 2.3 DISI Turbo, предназначенный для спортивной модели Mazda 6 MPS. Позже он достался Mazda 3 MPS. А до 2009 года он был единственным агрегатом для кроссовера Mazda CX-7.
Преимущества непосредственного впрыска в случае с турбомотором были очевидны. Благодаря этому удалось достичь сравнительно высокой степени сжатия 9,5:1 по сравнению с 10,6:1 в атмосферной версии 2.3 (L3).
Установка прямого впрыска потребовала новой головки блока цилиндров и, конечно же, поршней. Топливная система получила два насоса – низкого давления в топливном баке и высокого давления, приводимого в движение кулачком распредвала.
2.3 DISI Turbo весьма мощный, но имеет ряд недостатков. Для долголетия очень важно не крутить турбомотор, пока он полностью не прогреется. Автомобили с пробегом более 150 000 км уже обычно потребляют масло. Как правило, оно уходит не через поршневые кольца, а через подшипники турбонагнетателя. Проблема возникает, когда двигатель длительное время эксплуатируется с небольшим количеством масла. В таком случае залегают поршневые кольца, а на стенках цилиндров возникают задиры.
Новый турбокомпрессор довольно дорог. Восстановленный нагнетатель значительно дешевле. Мазда не поставляет запасных частей для ремонта турбокомпрессора. Впрочем, производством турбины и запчастей занимается Hitachi.
2.3 DISI Turbo требует только высококачественного топлива с октановым числом 98. Отдельные мотористы рекомендуют периодически чередовать 98-ой с 95-ым, что якобы снижает вероятность образования нагара.
2.0 DISI был представлен в 2011 году, и на этот раз двигатель был атмосферным. Если в Мазда 3 он ведет себя достойно, то в Мазда 6 ему не хватает сил. Зато мотор экономичнее аналога с распределенным впрыском. Удивительно, но 2.0 DISI практически не доставляет никаких проблем.
Покупка контрактного двигателя
Контрактные двигатели поставляются из Японии и Европы. Лотов с пробегом по России практически нет. Стоимость составляет минимум 35 тысяч рублей. В таком варианте навесное оборудование отсутствует. Выдается только двигатель с маховиком под КПП. Изредка скидка на агрегат дается скидка при сдаче продавцу неисправного мотора.
С навесным оборудованием Z6 стоит от 65 тысяч рублей. В таком случае двс контрактный, практически в идеальном состоянии, но без коробки передач. Документы из ГИБДД прилагаются. Гарантия составляет 2 недели или даже 2 месяца. 60 дней гарантии дается только при установке мотора в сервисе продавца.
Отзывы автомобилистов
В общих чертах двс серии Z критикуются редко. Например мотор Z6, устанавливавшийся на Мазду 3, не вызывает претензий. Не считается проблемной и КПП к нему. Мощности вполне хватает для автомобиля. На низких оборотах авто передвигается уверенно. Особенно хорошо тяга ощущается на 3000 тысячах оборотов и выше. При этом шум работы двс достаточно хорошо слышно в салоне. Но это скорее плюс, чем минус, так как звук работы похоже больше на грозный рык.
Разгон до 160 км автомобиль набирает бодро и без особой натуги. Остается еще некоторый запас по мощности. Расположение бачков, щупов и других компонентов для обслуживания, удобное. Аналогично Форду Фокусу. Четырехступенчатая КПП типтроник хороша для города. При необходимости переводится на ручное переключение. Отзывчивость коробки в пределах нормы, но она немного задумчивая.
Из неполадок потребителями часто отмечается неэффективная работа катализатора. Выхлопные газы дожигаются неэффективно. Замена стоит немалых денег – 30 тысяч рублей. Дешевое решение проблемы – установка эмулятора лямбда зонда. Но расход бензина при данной поломке увеличится.
При покупке часто наблюдаются проблемы с катализатором. Не менее редко удручает состояние рулевой рейки. Изношенные тормозные диски – другая проблема б/у авто. Также в плохом состоянии может находиться топливный фильтр и бензонасос. Данные поломки наиболее распространённые и затратные при устранении. Поэтому на них стоит обратить внимание в первую очередь.